Детский магазин Маленький Гений

 

Биография и Методика Марии Монтессори

методика монтессори для детей от 6 месяцев



Биография Марии Монтессори.

 

 

 

Монтессори, Мария (Montesorri, Maria) (1870-1952), итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания. Родилась 31 августа 1870 в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника. Ее мать происходила из славящегося образованностью и ученостью старого итальянского рода Стопани. Родители дали ей несколько необычное для девочки ее круга воспитание, что позволило талантливой и упорной Марии в 12 лет поступить в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе.

По окончании школы Монтессори поступает на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет, получив частную практику в университетской клинике, становится первой в Италии женщиной-врачом. Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями,Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г. Итарда и Э.Сегена, и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.

В 1898 у Марии родился сын. Будучи незамужней, она отдала его на воспитание в интернат. Лишь через много лет, когда сын уже станет взрослым, они вновь встретятся. В 1899-1901 Монтессори работала в ортофренической школе, где всего за три месяца добилась ошеломляющих результатов в работе с умственно отсталыми детьми. В 1904 возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывает собственную методику обучения детей письму и чтению,принципиальное новаторство которой заключается в первичности именно письма, а не чтения, как это безоговорочно считалось до тех пор.

 

Главная задача воспитателя по методу Монтессори:
• создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей;
• предоставить каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения;
• предоставить каждому ребенку самостоятельно выбирать дидактический материал и продолжительность занятий;
• в одной группе должны заниматся дети разного возраста.

 

В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее — целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Комната, где занимаются дети, разделена на пять зон: зону практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания; зону сенсорного развития,где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния,осязания и т.п.; математическую, языковую и, наконец, космическую зону. В последней ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук. Ребенок сам решает, в какую зону ему хочется пойти сегодня. В садах Монтессори детям предоставляют заниматься с теми материалами, с которыми им в данный момент интересно и хочется заниматься, доверяясь природе ребенка и давая возможность действовать заложенным в ней созидательным силам.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия. Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Все монтессори-материалы выполнены из натурального сырья, даже из ценных пород дерева.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила,что в естественном развитии ребенка можно выделить т. н. сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки,период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный индикатор наступления того или иного периода — интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К ней приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России. В нашей стране в те годы Монтессори-педагогика вызвала большой интерес. В 1913 Юлией Фаусек был создан детский сад, работавший по новому методу. В 1916 она же основала «Общество свободного воспитания». А. В. Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по системе Монтессори, была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет — до начала 90-х. В 1910 на английском языке вышла книга Метод Монтессори, которая сразу была переведена на 20 языков мира. В России эта книга была издана в 1913 под названием «Дом ребенка.Метод научной педагогики». В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI),действующую и в настоящее время.

После установления фашистского режима в Италии Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 — в Индию.Вернулась в Европу лишь после окончания войны, в возрасте 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические труды.

Последние годы жизни Монтессори жила вместе с сыном в Голландии. В 1950 ей была присвоена почетная степень доктора,профессора Амстердамского университета, кроме того, она возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 в Голландии и была похоронена в городке Нордвиг на небольшом католическом кладбище.

 

 

по материалам  www.Children-development.narod.ru

 

Методика Марии Монтессори.

 

 

Условия для развития ребенка:

«Помоги мне это сделать самому» - таков девиз методики Марии Монтессори. Ее идеи пронизаны огромным уважением к ребенку и признанием его индивидуальности. Каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. А взрослому (родителям и педагогам) нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть «уголек» в топку его ума», а это значит:

• создать развивающую среду, предоставить объекты для изучения;
• не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.

Малыша иногда можно сравнить с лилипутом в стране великанов: большая часть интересующих его вещей ему не доступна. Кроме того, он еще не приспособился к чужому миру: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими предметами.

Задача взрослых – помочь ребенку освоиться, подготовить для этого условия. На практике это означает следующее. Перед тем как малыш начнет самостоятельное изучение игрушки или обучающего пособия, покажите ему, как ими пользоваться. Если малыш будет уверен в том, что может достичь результата, он не будет расстраиваться в случае неудачи и не потеряет интереса к игрушке. Поддерживать детский интерес – одна из главных задач взрослых.

Взрослея, ребенок приобретает необходимые умения и навыки, а с ними приходит чувство независимости, уверенности. Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том обьеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. А в этом случае родителям не стоит бояться перегрузок или потери интереса к учебе.

Взрослые устанавливают правила игры, а ребенок развивается, соблюдая эти правила, но только в собственном ритме и темпе; фактически он «подстраивает» программу под себя, свои наклонности и потребности. Если развивающие пособия доступны (хранятся там, где ребенок может их беспрепятственно достать). Он может, пользоваться ими столько, сколько считает нужным. Таким образом, малыш не только приобретает определенную независимость от взрослых, но и берет на себя ответственность за результат своих действий. Доверяйте ребенку, и вы убедитесь, что ему, в отличие от взрослого, такая задача по силам.

Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности:

Монтессори считала, что детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни: он должен заботиться о себе. Ребенка нужно учить наливать воду в кувшинчик, открывать и закрывать дверь, чистить одежду.

В магазинах продаются готовые игровые пособия со всевозможными застежками, шнуровками, молниями, чтобы научить малыша застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. В домашних условиях вы всегда сможете заменить покупные пособия настоящими «домашними» вещами. Можно сделать большие деревянные рамки и увешать их, как манекены, одеждой (или прикрепить на них только ее части, например карманы). Главное, чтобы на одежде были всевозможные крупные по размеру застежки, тогда малыш будет их легче застегивать и расстегивать. Это могут быть, например кофта с пуговицами, «молнией», детский ботиночек со шнурками и т.п.

Учите ребенка убирать помещение и соблюдать личную гигиену? Чистить обувь, подметать, мыть пол, вытирать стол, умываться и самостоятельно ухаживать за собой.

Дайте ребенку возможность поиграть с водой, сыпучими предметами, пусть научится сортировать предметы разной величины. Все эти занятия развивают координацию рук, а значит, готовят малыша к освоению письма. Только не хитрите, и не пытайтесь заменить настоящие предметы их игрушечными копиями. Все должно быть всерьез, как у взрослых!

Иногда просто необходимо разрешать ребенку играть с хрупкими и бьющимися предметами. Вполне понятно, что без «порчи имущества» здесь не обойтись. Когда стеклянный кувшин падает на пол, разлетаясь на осколки, а вода разливается, ребенок раз и навсегда понимает, где допустил ошибку. Как правило, в таких случаях он сам искренне расстроен, и нет необходимости ругать его. В этом и заключается один из самых замечательных принципов Монтессори - педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок и педагогикой без наказания.

Развитие органов чувств:

М. Монтессори считала, что активному развитию основных чувств малыша можно и нужно способствовать. Взрослый должен предоставлять ребенку как можно больше объектов для изучения. Чтобы активно развивались зрения, осязания, вкус, обоняние, слух малыша, вам придется запастись всевозможными пособиями и предметами. Предметы должны иметь различную форму и быть сделанными из разных материалов.

Научитесь ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую воду. Развивайте «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах, поднимать тяжелые и легкие предметы. Учите малыша сравнивать предметы (палочки, веревочки, игрушки) по высоте и длине. Познакомьте ребенка с разнообразием оттенков цвета, звучания, запахов. Учите ребенка находить предметы того цвета, который вы ему называете. Игра на музыкальных инструментах поможет ему научиться различать их звучание. Нюхая «волшебные» флакончики, в которых лежат специи, кофе, или ватные тампоны с разнообразными отдушками, малыш познакомится с многообразием запахов.

М. Монтессори придумала огромное количество развивающих пособий для малышей. Некоторые из них, такие как коричневая лестница, розовая башня, красные шланги в силу их больших размеров, больше подходят для больших помещений и используются в детских садах. С их помощью дети знакомятся с такими понятиями:

• тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый,
• большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький,
• короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

А вот известные блоки цилиндров (или цветные цилиндры) можно приобрести для домашних занятий. Классический Монтессори - материал включает 4 набора с 9-ю цилиндрами в каждой. Первый набор состоит из цилиндров разной высоты; второй – разного диаметра; два других включают цилиндры, различные одновременно и по высоте, и по диаметру. Ребенок учится помещать цилиндры в подходящие отверстия. Это задания помогает ему научиться различать цвета и размер, развивает мелкую моторику рук.

Обязательно купите малышу или сделайте тактильный коврик. М. Монтессори рекомендовала его для развития тактильных ощущений. Такой коврик шьется из кусочков ткани, различных по цвету, фактуре, размеру, материалов. Научите ребенка исследовать их разными способами – гладить, мять, растягивать, отстегивать.

Развитие мелкой моторики:

Для того чтобы научить малыша читать и писать, М. Монтессори разработала гениальный по простоте и эффективности обучающий материал. Буквы, вырезанные из шершавой (бархатной, наждачной) бумаги, который ребенок обводит пальчиком, помогают малышу запомнить их очертание. Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори. Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.

Ценное педагогическое наследие Монтессори – рамки-вкладыши. Это различные фигуры (геометрические формы, контурные изображения животных, овощей, фруктов, одежды и т.п.) и рамки, соответствующие им. Малыш подбирает к каждой рамке нужную фигурку. А потом и фигурку, и рамку обводит карандашом – получаются самые настоящие рисунки. Ребенок Усваивает знания опытным путем – разглядывая, ощупывая. И еще одно принципиальное отличие Монтессори – материалов: ребенок всегда имеет возможность проверить правильность выполнения задания. Треугольник не помещается в круглую рамку – значит надо опытным путем искать другое отверстие.

Кроме плоских рамок вкладышей, Монтессори придумала «почтовый ящик» - деревянный ящик с прорезями различных форм, в которые ребенок проталкивает объемные фигуры – куб, шар, цилиндр, пирамиду и др. Играя с ними, дети учатся различать геометрические формы зрительно и на ощупь.

 

 

по материалам  www.Children-development.narod.ru

 




Создан 18 июн 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Яндекс.Метрика